Эмиль Марианович Сенкевич оказался не только серьёзным, вдумчивым и ответственным доктором, но и пытливым исследователем, чей внимательный взгляд уловил многие удивительные картинки, странички жизни и образы вогулов – обитателей этого удалённого угла огромной Российской Империи.

Сенкевич на охоте с манси-проводником у добытого трофея, молодого лося
            (Архив Сенкевич Т.Л.)Сенкевич на охоте с манси-проводником у добытого трофея, молодого лося (Архив Сенкевич Т.Л.) Казалось бы, ну что интересного может подметить путешественник у этих «примитивных дикарей»? Разве что какое-нибудь лицо с гримасой или необычный пейзаж? Ведь и сейчас отношение людей «из цивилизации» к коренному населению оставляет желать лучшего, чего уж греха таить…

В своих экспедициях мы постоянно отмечаем в поведении «цивилизованных» пренебрежительные замечания и ухмылки, да и дела их порой не красят. К сожалению, и сами манси, на наш взгляд, совсем потеряли интерес к своей культуре, смирились с приниженным положением. Словно древние боги отвернулись от них, и это современные вогулы прочувствовали и не стремятся уже к сохранению себя и своей интереснейшей культуры.

А ведь и сейчас, сто лет спустя после путешествий Носилова К. Д, Инфантьева П. П. и Сенкевича Э. М., у манси можно выявить и замысловатые приспособления для хозяйства и охоты, и дедовские музыкальные инструменты «для призыва духов», да и игрушки, чьи каноны не сильно-то отличаются от тех, что изготавливали ещё сто лет назад…

Работы и фотоархив доктора Сенкевича представляют собой прекрасный образец этнографических и антропологических наблюдений. Давайте, начнём знакомиться с его заметками.

«Вогулы, вымирающее финно-угорское племя, родственное современным венграм, в настоящее время заселяют резко обособленный юго-западный угол огромной лесистой, сильно заболоченной равнины, которая простирается от восточных склонов Урала далеко к востоку, к реке Оби и называется Тавдо-Кондинским краем.

Описываемый край разделяется естественным образом на три неравные части:

1) юго-западную, самую большую, по бассейну р. Тавды и её притокам, более густо заселённую и более культурную;
2) среднюю, меньшую, занимающую бассейн р. Конда до впадения её в Сатыжинский туман (озеро);
3) северо-восточную, самую незначительную, Нерпалы – занимающую верховья р. Юконды».


С 1905 по 1907 год Эмиль Марианович Сенкевич проработал в Тавдо-Кондинском крае. В его ведении находилась огромная территория. Это верховья бассейнов рек Тавды и Конды с их притоками: Пелым, Западная Сосьва, Лозьва, Немнел, Аах, Ворья, Муломья, Тап, Евра. В то время существовала только одна колесная дорога из села Пелымского в Гаринское, поэтому летом связь могла осуществляться только по воде. С ноября, когда замерзали болота, оживали зимники, начиналась торговля. Путешествия по этой огромной территории было делом непростым, но Сенкевич прошёл весь этот край не только из-за врачебной ответственности и ради своего удовольствия охотника, но и из-за ярко выраженного интереса к инородцам.

Во многом наши собственные впечатления после общения с современными манси перекликаются с впечатлениями и воспоминаниями Сенкевича. Он пишет:

«В верховьях притоков Тавды и в стороне от этой реки ещё сохранились вогулы. Так, сохранились они в Кондинке в нескольких верстах от села Пелымского, в Капысь (16 вёрст от с. Пелымского) в селе Русском озере (7 вёрст от Тавды и русского селения Малые Гари). Но эти вогулы уже совершенно обрусели и утратили вогульский быт, язык и облик.

В чистом или сравнительно менее обрусевшем состоянии сохранились вогулы в верховьях Лозьвы, Вагилки, Пелыма, Оуса. В Вагильском туземное население явно вымирает, о чём свидетельствует отсутствие детей и большое количество бездетных стариков. Верхне-Пелымское имеет в смысле увеличения населения лучшее будущее, так как здесь туземцы успели смешаться с русскими, и в настоящее время семьи ещё довольно плодовиты и многочисленны.

Наиболее интересный с точки зрения промысловой охоты угол этой стороны – по верховьям реки Пелым и по Оусу – населённый только вогулами, имел в 1836 году 263 души обоего пола. В 1906 году там было всего 234 инородца. Таким образом, за 70 лет население убыло на 11 %.

Кондинская сторона. Здесь основное население – вогулы: русских семейств очень мало. В верховьях Конды население уже почти совершенно вымерло, и от некоторых деревень не осталось даже названий. Только резко выделяющиеся среди векового леса участки молодой поросли свидетельствуют о недавнем прошлом.

К вымирающим ныне паулам следует отнести: Немнельский, Есшунсткий, Оронтурский, Печерахский, Корысьинкий (Корчебский) и Сетенсума (Шешумский).

Среднее течение Коды и, как ни странно на первый взгляд – Нерпалы, - тоже имеет значительную подмесь русской крови и избегло общей участи чистых вогульских деревень – вымирания.

В верховьях Конды (Шаимский приход) в 1867 году числилось 357 вогулов. В 1906 году их осталось 291. Таким образом, за 39 лет население убавилось на 18,5%. Интересно, что в прежнее время вымирание не шло так быстро, и с 1817 по 1867 гг. оно даже прибыло на 4 человека (за 51 год)».


Читая путевые заметки врача, можно оценить насколько изменялась страна вогулов – Манси-ма. На огромной территории в начале ХХ века жили в своих немногочисленных паулях вогульские семьи. Большая часть традиционных вогульских поселений исчезли, их население было вынужденно ассимилироваться, теряя при этом не только свою территорию проживания, но и традиции, уклад, занятия, мировоззрение. Выдержать конкуренцию с русским (точнее сказать, русскоговорящим населением, ведь к русским инородцы причисляли и все другие народы) вогульское население уже не могло – слишком не равные были стороны. И здесь нужно уточнить, что на этой огромной территории сошлись два абсолютно разных мира.

Манси очень неохотно рассказывают о себе. Необходимо встречаться с ними не раз и не два, чтобы они начали вам доверять. Очень помогают в этом случае рассказы о других манси, фотографии, сделанные во время экспедиций. Но, к сожалению, срабатывает это не всегда. Рассказы манси всегда короткие и не изобилуют интересующими нас деталями. Каждый раз они выдают небольшую часть информации, словно дозируя её. А уж если вы общаетесь одновременно не с одним представителем, а с двумя или более, то они сообща вам расскажут гораздо меньше, чем по отдельности, будто не доверяют друг другу. С этим же столкнулся в своих экспедициях Сенкевич:

Работа объездного врача (Архив Сенкевич Т. Л.)Работа объездного врача (Архив Сенкевич Т. Л.) «Вогулы, более охотно сообщавшие нужные мне сведения, иногда сами подвергались нападкам со стороны односельчан. Во время моего пребывания в Касате охотнее всего беседовал я с Аввакумом, вогулом, по своему открытому характеру совсем не похожим на нерпальцев. Однажды он ходил со мною по окрестностям и показывал близлежащие угодья. Поздно вечером мы вернулись напрямик через старинное кладбище. Могилы уже провалились, так, что гроба, закопанные неглубоко, сгнили. Кое- где на земле валялись части скелетов, и я захватил с собой найденный полуистлевший череп, спрятав его в охотничью сумку. На другой день, просыпаясь, я слышу подозрительное волнение в деревне. Через несколько минут является в комнату мой хозяин Леонтий и с мрачным и озабоченным видом сообщает:

- Вставай скорее. Сейчас будет сходка; будут судить тебя и Аввакума.

Собрались возбужденные касатцы по адресу Аввакума, и вскоре разом все загалдели, перебивая друг друга. Минуты через три все выяснилось. Оказалось, что на днях родила одна из женщин, и по вогульскому обычаю, послед был повешен на сучьях ели на кладбище. Так как мы с Аввакумом возвращались с прогулки через кладбище, то у женщин возникло подозрение, что «болтун» Аввакум показывал мне этот вывешенный послед.

Аввакум получил инструкцию поменьше посвящать меня в мелочи вогульской жизни и обещание расправы посерьезнее. Меня вогулы на этот раз не задели ниодним словом. Хорошо, что они не подглядели похищение черепа, а то могло бы быть хуже».


Персонажей в фотозарисовках у Эмиля Мариановича множества. По тому, как объездной врач внимательно и серьёзно отнёсся к сбору этнографического и антропологического материала, мы сделали обоснованный вывод, что он оценил инородцев не только как научный материал для исследования и осмысления, но понял и по-своему восхищался их умением охотиться, великолепно знать и ощущать природу, воспринимая её как родной дом. Правда, отмечал и негативные, а порой и отвратительные стороны инородцев.

Данил Чекатов, играющий на «гусе» (Архив Сенкевич Т.Л.)Данил Чекатов, играющий на «гусе» (Архив Сенкевич Т.Л.) Данил, играющий на гусе (музыкальный инструмент по типу арфы). Данил Чекатов – единственный музыкант на Конде, умеющий по обычаям предков отпеть убитого медведя со всеми церемониями и по всем правилам. Владелец вотчины с бобровыми колониями (фраза подчёркнута, т.к. бобры играли огромную роль в пушном промысле). Лежит на оленьей шкуре; на ногах туфли из шкурок утки турпана. Шкурки вывернуты пером вовнутрь и туфли готовы (достаточно быстро и просто, но не долговечно). На полке, завернутая в тряпки рядом с лампой, известная на несколько сот вёрст... бутылка из-под рябиновки в форме медведя. В ногах сидит сын Пилька.

Внимательно изучая эту фотографию, мы оценили сюжет, великолепно подмеченный Эмилем Мариановичем. На стене висят пороховница, нож, охотничий пояс, кисет с табаком, шапки, различная мелкая утварь. На полке действительно стоит бутылка в форме медведя, перед ней берестяной туесок, лампа, газета, шкурки. Между нарами и столом два сундука, стоящий один на другом, прикрытые одеждой. На полу у нар лежат бродни – летняя кожаная обувь.

Видимо, Данил Чекатов произвёл неизгладимое впечатление на доктора, потому что тот постоянно цитирует или вспоминает какие-то случаи из жизни охотника-вогула.

Сыновья Данилы Чекатова. Снято в Немнель-пауле (Архив Сенкевич Т. Л.)Сыновья Данилы Чекатова. Снято в Немнель-пауле (Архив Сенкевич Т. Л.) Мальчишки одеты в охотничьи одежды – запахивающие тёплые и шерстяные халаты (по типу армяка), без застёжек и пуговиц. Подпоясаны ремнями. На головах шапки – у Сопши меховая, а у Пильки видно плохо, поэтому утверждать что-либо затруднительно. На руках рукавицы. У каждого через плечо – пороховница. У Сопши, как старшего, в руках одноствольное кремневое ружье, Пильке же досталось ружьё с кремневым механизмом, но укороченным стволом. Слева от ребят стоят охотничьи лыжи-подволоки для взрослого охотника, ещё называемые камусовые лыжи, с шишковидными выступами на носке и заднике. Ещё дальше, в глубине, под навесом виден огромный самострел на лося или оленя.

Сыновья Данилы Чекатова даже в юном таком возрасте отличались от сверстников, что и подметил Эмиль Марианович:

«В районе верхней Тавды иногда бывают по зимам много лосей. Так, в 1907 году, во время весеннего «чарыма» (наста), в три утра около Малых Гарей было убито более 60 лосей! Цифра тем более почтенная, если принять во внимание, что лучшие охотники Тавдинской стороны на охотничьи сезоны уходят далеко в Кондинскую сторону, а на месте остаются лишь промышленники похуже, старики и молодёжь, более промышляющие белку и рябчика. В эту весну охотники были так неподготовлены к такой массе лосей, что, за недостатком пуль, стреляли пуговицами! В эти дни были забыты охотничьи традиции, и били лосей даже из-под чужих собак, что в обычное время считается непозволительным. Обилие лосей можно было объяснить тем, что в эту зиму на них много и удачно охотились в верховьях Конды и по реке Пелым. Так, 13-летний «Пилька», сын Данилы Немнельского, убил в ту зиму скрадом 15 лосей».

Девочка Федора (архив Областного музея истории медицины)Девочка Федора (архив Областного музея истории медицины) Конечно, Сенкевич, как заядлый охотник интересовался, в большей степени, промыслово-охотничьими успехами и возможностями края. Он очень подробно и полно запечатлел, и описал в своих путевых заметках знатных охотников, способы охоты, охотничье снаряжение и оружие. Но наряду с этим, в его записках и фотографиях отражаются быт, жизнь проблемы и маленькие радости исчезающего народа.

Среди многочисленных снимков нас особенно потрясли две фотографии десятилетней девочки Федоры, дочери Ульяны Денисовны. На снимке Федора занята серьёзным делом – несёт за спиной маленького вогульчёнка, наверное, младшего братика. Она идет вслед за старшим мужчиной. На ней сорочка, юбочка, разорвавшийся понизу передник и платок на голове, который делает её старше. Здесь она уже хозяйка, помощница, маленькая женщина.

Иван Степанович, 52 годаИван Степанович, 52 года Последними очерке мы хотели представить вам снимки – вогула Ивана Степановича.

Иван Степанович, 52 лет, Леутомья-пауль (Нёрпалы), из Карыма. Перед нами занимательная личность, чей облик заставит даже самого искушённого читателя обратить на себя внимание. Этот манси – настоящий франт. Поношенная одежда, «много чего повидавшая на своём веку» шляпа, неизвестно как появившаяся в этих краях и, наконец, трубка завершающая образ неунывающего ни при каких обстоятельствах вогула. И хотя доктор Сенкевич находит, что по Деникену у Ивана Степановича – несовершенный тип, т. е. с точкой утверждать угорское происхождение у этого человека не может, но в любом случае фотокарточки вышли великолепные.

Восхищает то, насколько колоритными получились образы на фотоснимках у Эмиля Мариановича Сенкевича. Кто бы мог подумать, что объездной врач сможет так много интересного и необычного подметить в обычных, казалось бы, жителях кондинской глухомани.